Директор А.А.Вершинина ______________________ «___» _________ 200 __ г
Учебные материалы


Директор А.А.Вершинина ______________________ «___» _________ 200 __ г



Карта сайта prishletsov.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
имени А.Н. СИБИРЦЕВА

«УТВЕРЖДАЮ»:


Директор А.А.Вершинина


______________________
«___» _________ 200 __ г.

Рабочая программа


По истории России XIX в.__
(учебный предмет)
_8А,8Б,8В,8Г_
(классы)
____09.2009-02.2010 учебного года__
(срок реализации)

Разработчик программы:


___Сафарова Марина Леонидовна


(Ф.И.О. учителя)


________учитель________________


(занимаемая должность)


^ «РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:


на заседании МО Зам. директора по УВР


Протокол № ____ ___________________
от «____» _________ 200 __ г. «___» _______ 200 __ г.
СУРГУТ
2009

  1. ^ Пояснительная записка.



Данная программа по истории России предназначена для учащихся 8-х классов. Она составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.
Основной

целью

данной программы является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории в изучаемый исторический период.
Рабочая программа по истории России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной М., «История России XIX в.» М. «Просвещение» 2008 год
^ При составлении программы руководствовались письмом МОиН РФ от 7 июля 2005 года № 03- 1263 «о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана, опираясь на приказы МОиН РФ
- от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
- от 9 марта 2004г. № 1312 « об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Курс входит в образовательную область «Обществознание» и даёт учащимся целостное представление об особенностях развития страны в данный исторический период. Формирует у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Ключевую роль в данной программе играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития общественного движения в России XIX в.
Предлагаемая программа по курсу: «История России XIX век» составлена с учетом необходимых программных требований и в соответствии с концентрической системой преподавания истории.
Предусмотрены контрольные и повторительно - обобщающие занятия. Региональный компонент в данной программе реализуется через рассмотрение на уроках вопросов по истории ХМАО, города и района в указанный период в размере 10% учебного времени, отводимого Базисным планом на реализацию данного курса.

Цель курса:


Воспитание патриотизма и уважения к истории России, а так же к истории и культуре разных наций и народностей, населяющих нашу Родину и мир.
Исходя, из вышеуказанной цели программа решает следующие

задачи:



  • ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути России, многообразии форм исторического бытия и деятельности наших соотечественников в прошлом,

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории,

  • развитие учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа,

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников, приобщение к ценностям национальной культуры,

  • воспитание уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.

Указанные в программе цели и задачи обучения позволяют применять наряду с фронтальной парную, групповую, индивидуальную формы учебной деятельности. Так же применяются нетрадиционные уроки: конференции, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки с деловой и ролевой игрой, зачеты, что способствует развитию познавательных интересов у учащихся и повышает уровень знаний и умений.

Измерителями учебных достижений учащихся являются:



  • разноуровневые задания

  • контрольные работы

  • словарные диктанты

  • тестовые задания

  • эссе, схемы, таблицы, доклады и сообщения

Программа полностью соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования для основной школы и соответствует времени отводимому на ее изучение в Базисном учебном плане.

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса:


Печатные пособия (учебники, учебники- хрестоматии, рабочие тетради, атласы, дидактический материал), карты, репродукции картин, аудиовизуальные средства обучения (диапозитивы, видеофильмы, транспаранты, аудиозаписи, компьютерные программы

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать



  • основные этапы и ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь



  • соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений , отчетов об экскурсиях, рефератов)

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни

критерии оценки знаний учеников


ОТЛИЧНО:



  • называет даты важнейших событий, соотносит год с веком, устанавливает последовательность и длительность исторических событий

  • называет место, обстоятельства, участников, результаты исторических событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях, описывает условия. Образ жизни, занятия людей в данной исторической эпохе

  • соотносит единичные исторические факты при ответе на вопрос с общими историческими явлениями

  • называет характерные, существенные черты исторических событий и явлений

  • объясняет смысл и значение исторических понятий

  • излагает суждения о причинно-следственных связях исторических событий

  • объясняет, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных личностей в истории

  • определяет и объясняет свое отношение и оценку наиболее значительных событий

ХОРОШО



  • называет даты важнейших событий

  • называет место, обстоятельства, участников важнейших событий,

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • соотносит единичные исторические факты и общие явления

  • объясняет смысл важнейших исторических понятий,

  • излагает суждения о причинно- следственных связях исторических событий

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО



  • называет даты важнейших событий

  • называет место. Обстоятельства важнейших событий

  • читает историческую карту с опорой на легенду

  • рассказывает устно об исторических событиях,

  • объясняет смысл важнейших понятий

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО



  • не может назвать ни одной важной даты

  • не рассказывает, или рассказывает неправильно об исторических событиях,

  • не может читать историческую карту

  • не может объяснить смысл важнейших понятий


  1. Содержание курса « Россия в XIX в.» (40часа)



  1. Россия в первой четверти XIX в. (8 часов)



Россия на рубеже веков. Территория, население, сословия, экономический и политический строй.
^ Внутренняя политика в 1801 -1806гг. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов» Учреждение Государственного совета. Экономические реформы, отставка Сперанского: причины и следствия.
^ Внешняя политика 1801-1812гг. Международные отношения в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение Российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
^ Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «Великой армии» и освобождение России от захватчиков.
^ Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825гг. Начало заграничного похода, его цели. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном Союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия – мировая держава.
^ Внутренняя политика в 1814-1825гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра 1 Польская Конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра 1.
^ Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
^ Общественные движения Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз Спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

  1. ^ Россия во второй четверти XIX в. (8 ч)



Династический кризис 1825г. Смерть Александра 1 и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825г. И его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
^ Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация и бюрократизация государственного управления. Свод Законов Российской империи. Русская православная церковь.
^ Социально-экономическое развитие противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги, новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа П.Д.Киселева.Рост городов.
^ Внешняя политика в 1826-1849гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828гг.восточный вопрос во внешней политике.
^ Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественные движения 30-50-х гг. особенности общественного движения. Консервативное движение. Теория «официальной народности» графа С.С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Теория «общественного социализма».
^ Крымская война 1853-1856гг. обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.
^ Культура и быт в первой половине XIXв. (4 часа) Развитие образование и его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И.А. Двигубского, И.Е.Дядьковского Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М.В.Остроградского и Н.И.Лобачевского Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х. Ленца А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин и развитие органической химии. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г.И. Невельского и Е.В.Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм) Литература. Золотой век русской поэзии. Театр. Музыка. Архитектура. Живопись. Культура народов России.

^ III.Россия во второй половине XIX в. (18ч)


Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х годов XIXв. Настроения в обществе. Личность Александра 2. начало его правления. Смягчение политического режима. Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.
^ Либеральные реформы 60-70-хгг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области образования. Цензурные правила. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М.Т.Лорис-Меликова.
^ Национальный вопрос в царствование Александра 2. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос.
^ Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. Строительство железных дорог. Завершение промышленного переворота и его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
^ Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституциализм. Консерваторы и реформы М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Народнические организации второй половины 1860- начала 1870-х гг. «Хождение в народ» «Земля и воля» «Народная воля» Убийство Александра 2.
^ Внешняя политика Александра 2. Основные направления внешней политики России в 1860-1870гг. А.М.Горчаков Европейская политика России Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг, причины, ход, итоги. М.Д.Скобелев.
^ Внутренняя политика Александра 3. Личность Александра 3. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати Укрепление позиций дворянства. Национальная и религиозная политика Александра 3.
^ Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. общая характеристика экономической политики Александра 3. Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая политика И.А. Вышнеградского Начало государственной деятельности С.Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности.
^ Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Ускорение процесса расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
^ Общественное движение в 80-90-гг. кризис революционного народничества изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
^ Внешняя политика Александра 3. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра 3 . Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе сближение России и Франции Азиатская политика России.
^ Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине 19 века. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных, химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. Русская опера. Мировой значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр. Развитие и взаимовлияние культур народов России.
^ Родной край во второй половине XIX в. (1 ч)
Итоговое повторение (1 ч)

3. Тематический план





^ Разделы, темы



Количество часов



Количество



диктантов



сочинений



проектов



экскурсий



лабораторных работ



практических работ



тестов



контрольных работ



изложений



словарные диктанты



Доклады,сообщения







1.

Россия в первой четверти 19 века

8

-

-

-

-

-

-

2

-

-

1






2.

Россия во второй четверти 19 века

8






-

2



1






3.

Культура и быт России в первой половине

4






-





26





4

Россия во второй половине 19 века

18



-

-

-

-

-

-

4

1


1

4





5



Родной край во второй половине 19 в.

1













1





6



Итоговое обобщение

1









1









7



Итого

40








-

9

1


3

31





^ 4. Учебно-методическое обеспечение программы





авторская программа



учебники и учебные пособия



методические материалы



дидактические материалы



наглядные пособия



материалы для контроля



1

^ История России 19 век
Авторы: А.А.Данилов доктор ист. наук
Л.Г. Косулина кандидат ист. наук
М. Просвещение 2008г.

А.А.Данилов Л.Г. Косулина
«история России 19 век» 8 класс.
М.2004Г.

^ Поурочное планирование к курсу История России 19 век авторы А.А.Данилов Л.Г. Косулина
М. Просвещение 2004г.
Поурочные разработки по истории России 19 век. Авторы: Калганова Е.В. Сумарокова Н.В. «М..ВАКО»2007

Л.М. Ляшенко История России 19 век «Дидактические материалы»
М. Дрофа 2000г.

Презентационные уроки, исторические карты, портреты ист. деятелей

Тестовые работы, разно уровневые проверочные работы

^ 5. Календарно-тематический план





дата



тема



Оборудование, ссылки на внешний ЭОР



планируемый результат



формы текущего контроля



план

факт

1.

Сентябрь


Россия на рубеже веков.

Карта «Российская империя на рубеже веков»
Учебник тетрадь

- знать условия формирования территории страны на рубеже веков
- населения России

Устный опрос

2

Сентябрь


Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1812гг.

Презентация
«Александр 1» Учебник тетрадь
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15101
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15102
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15103

- учащиеся должны знать личность царя Александра 1, узнавать его портрет
- уметь выделить основные направления во внутренней политике Александра 1 в начале царствования
- знать личность Сперанского М.М. и сущность проводимых им преобразований

- сообщения на тему «Личность Александра 1»

3.

Сентябрь


Внешняя политика Александра 1 1801-1812гг.

Карта «Российская империя на рубеже веков»
Учебник тетрадь
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15401

- знать основные направления внешней политики Александра 1
- уметь заполнять хронологическую таблицу

Таблица «основные направления внешней политики»

4.-5

Сентябрь


Отечественная война 1812г.

Презентация
Карта
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15402

- знать ход Отечественной войны 12 года
- подготовить к след, уроку сообщения о героях войны

Сообщения

6.

Сентябрь


Внешняя политика России 1813-1825гг.

Карты «Заграничный поход русской армии»

- знать основные направления внешней политики России
- развивать навыки анализа ист. Документов и работы с картой
- учится выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы

Устный опрос

7.

Сентябрь


Внутренняя политика Александра 1 в 1813-1825гг

Портреты Александра 1, Аракчеева крата Российской империи в первой половине 19 века
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15104
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15105
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15106

- знать основные направления внутренней политики Александра1
- выявить причины отказа царя от дальнейших реформ
- развивать навыки анализа исторических документов
- учится выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы

Сообщения и доклады

8.-9

Сентябрь


Общественное движение в первой четверти 19 в. Декабристы.

Портреты декабристов, Александра 1 и Николая 1
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15309
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15310
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15311
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15201

- знать причины возникновения движения декабристов
- развивать навыки заполнения таблиц
- уметь выделять главное, определять и объяснять понятия

Сообщения
таблица

10.

Октябрь


П\О урок по теме : «Россия в первой четверти 19 в»

Разноуровневые задания
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15108

- знать основные события темы
-знать основные понятия и даты темы
- уметь применять полученные знания на практике

Проверочная работа

11

Октябрь


Николаевская Россия. Внутренняя политика Николая 1

Портреты Николая, П.Д. Киселева, графа Бенкендорфа
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15202

- знать основные направления внутренней политики Николая 1
- Уметь работать с документами
Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости

Устный опрос

12

Октябрь


Социально – экономическое развитие России в 20-50-е гг. 19 века

Портрет Николая 1 , Е.Ф. Канкрина
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15203

- уметь работать с новыми терминами

Словарный диктант, текст с ошибками

13

Октябрь


Внешняя политика Николая 1

Портреты Николая 1, К.В. Нессельроде, А.П. Ермолова карта
«Внешняя политика России первой половины 19 века»

-изучить основные направления внешней политики России в начале века
- развивать навыки работы с картами
- уметь выделять главное, анализировать

Устный опрос, работа с картой

14

Октябрь


Крымская война 1853-1856гг

Карта «Крымская война» портреты Николая1, В.А. Корнилова, П.С. Нахимова, схемы: «Синопское сражение, Оборона Севастополя»
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15403

- знать причины, ход и последствия Крымской войны
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужества российских солдат в годы войны
- развивать навыки работы с документами, уметь выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Сообщения, проверочная работа

15

Октябрь


Общественное движение в годы правления Николая 1

Портреты западников и славянофилов, А.И.Герцена, Н.П. Огарева
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his1580
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15803
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15802

- познакомится со взглядами западников. Консерваторов, славянофилов
- развивать навыки работы с документами
-учиться доказывать и опровергать на примерах споров о дальнейших путях развития России

Устный опрос

16

Октябрь


Наука и образование в первой половине 19в.

Портреты российских ученых и первооткрывателей первой половины 19 века

- знать образовательную систему России п\п 19 в.
- знать основные достижения науки п\п 19 в. - развивать умение анализировать определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал

Доклады

17

Ноябрь


Золотой век российской культуры

Репродукции картин художников, фото-слайды памятников архитектуры и скульптуры

- создать у учащихся представление о российской культуре 19 в.
- развивать навыки самостоятельной работы по подбору материала
- пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре

Доклады, сообщения, презентации

18

Ноябрь


Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия во второй четверти 19 в»

Урок- игра «кто хочет стать отличником?»



19

Ноябрь


Накануне отмены крепостного права

Карта «Отмена крепостного права в России в 1861г» портреты Александра 2, К.Д.Кавелина, великого князя Константина Николаевича
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15501

- знать причины отмены крепостного права
- уметь сравнивать, обобщать данные полученного материала

Устный опрос
Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Личность Александра 2» «Ростовцев – председатель редакционной комиссии»

20

Ноябрь


Отмена крепостного права

Карта «Отмена крепостного права в России в 1861г» портреты Александра 2, К.Д.Кавелина, Я.И. Ростовцева
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15502

- знать основные положения реформы
- уметь анализировать документы

Устный опрос

21-22

Ноябрь


Реформы 60-70-х гг.

Портреты Александра 2, Д.А. Милютина, иллюстрация учебника «Земство обедает»
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15503
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15504
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15505

- познакомить учащихся с реформами 60-70-х гг.показать их либеральный характер

Устный опрос

23

Декабрь


Социально-экономическое развитие в пореформенный период

Карты «Развитие капитализма в пореформенный период» «Экономическое развитие России во второй половине 19 в.»

- знать основные изменения в экономике после отмены крепостного права
-уметь анализировать документы 19 в. С учетом специфики лексики того времени


24

Декабрь


Общественное движение: либералы и консерваторы

Портрет М.Н. Каткова

- выяснить особенности либерального движения того времени, основные идеи консервативного движения
- уметь определять главное, объяснять понятия

Устный опрос

25

Декабрь


Зарождение революционного народничества и его идеология

Портреты Н.Г. Чернышевского, М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15901
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15902
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15903
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15904

- знать основные идеи радикального общественного движения
- развить навыки работы с документами

Сообщения
Устный опрос

26

Декабрь


Кризис внутренней политики Александра 2 на рубеже 70-80-х гг.

Презентационный урок «Народнические организации»
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15905
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15906
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15907

- знать основные идеи революционного народничества
Уметь анализировать документы, сравнивать, обобщать

Доклады

27

Декабрь


Внешняя политика Александра 2

Карты «Казахстан и Средняя Азия в 19 веке» «Территория Российской империи в конце 19- начале 20вв»
А.М.Горчакова
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15601
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15602
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15603

- знать основные направления и события во внешней политике России

Устный опрос

28

Декабрь


Русско-турецкая война 1877-1878гг

Карта Русско-турецкая война 1877-1878гг портреты М. Черняева, М.Скобелева
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15604
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15605
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15606
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15607

- знать причины, ход и итоги войны

Тест

29

Декабрь


Внутренняя политика Александра 3

Портреты Александра 3, Д.А. Толстого, К.П.Победоносцева
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15701
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15702

- знать причины ограничения реформ
-уметь сравнивать анализировать документы

Устный опрос

30

Декабрь


Социально- экономическое развитие России в 80-90-е гг 19в

Портреты Витте, Александра 3\

- знать основные тенденции и противоречия социально-экономического развития России в 80-90-х гг.

Словарный диктант

31

Январь


Народы России во второй половине 19 века

Карта « Российская империя во второй половине 19в»

- знать основные нации и народности населявшие Российскую империю
- уметь добывать информацию из различных источников

Сообщения

32

Январь


Появление новых течений в общественно-политической жизни страны в 80-90-егг.

Портрет Плеханова
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15908

-знать основы марксистского учения, которое определит развитие России в 20 веке
- уметь обобщать, определять и объяснять понятия
- ставить и разрешать проблемы

Конспект, тест

33-
34

Январь


Положение основных слоев общества

Картины: «Купечество», «Помещичья усадьба» «Богатый и бедный крестьянин»

- знать основные сословия страны в указанный период
- обратить особое внимание на вновь образованные сословия буржуазию и пролетариат

Конспект

35

Январь


Внешняя политика Александра 3

Карта «Внешняя политика России во второй половине 19века» портрет Александра 3
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15704

- знать основные направления внешней политики России в указанный период
- уметь составлять хронологическую таблицу

Таблица

36

Январь


Достижения российской науки и образования во второй половине 19 в.

Портреты ученых второй половины 19 века
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15703
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15909

- познакомится с системой образования и достижениями науки в указанный период
Уметь самостоятельно добывать материал к сообщениям и докладам

Доклады

37

Февраль


Достижения художественной культуры России во второй половине 19 века

Репродукции картин художников второй половины 19 в. Фотографии памятников архитектуры и скульптуры
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15910
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15911
http://teachpro.ru/source/History/course/player.html?ref=0/his15912

- знать основные достижения российской культуры в указанный период
-продолжать формировать умение самостоятельной работы с источниками

Сообщения, доклады
Работа со схемой «Художники 19 века»

38

Февраль


Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине 19 века

Репродукции картин о быте России в 19 веке

- уметь работать в группах
- работать по подготовке опережающего задания по теме

Групповые сообщения

39

Февраль


Повторительно–обобщающий урок по теме: « Россия во второй половине 19 в»

Сводные таблицы «Александр 2» и «Александр 3»

- закрепить ранее изученный материал
-уметь обобщать и систематизировать изученный материал
- продолжать развивать умение работать с таблицами

Таблица

40

Февраль


Итоговое повторение.

-

- подвести итог изучению истории России 19 века
- вспомнить основные имена, даты, факты, события
- уметь объяснять основные понятия

Тестовые задания по форме ЕГЭ

Литература для учителя:



  1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII- XIXвв. М. 1994

  2. Боханов А.Н. Император Александр III М. 1998

  3. Данилов А.А Косулина Л.Г. «История России 19 век» М.Просвещение 2001

  4. ИСТОРИЯ России в лицах: V-XXвв. М. 1997

  5. Колганова Е.В. Сумарокова Н.В. История России 19 в. Поурочные разработки М. ВАКО 2007

  6. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива М. 1991

  7. Ляшенко Л.М. Революционные народники М.1989

  8. Ляшенко Л.М. История России 19 век Дидактические материалы М.2000

  9. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия М.1990

  10. Очерки русской культуры XIX в.: Общественно-культурная среда – М.1998

  11. Российские самодержцы (1801-1917) М.1991г.

  12. Русская художественная культура второй половины XIXв.: Диалог с эпохой – М. 1996

  13. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX веке – М. 1990

  14. Федоров В.А. Декабристы и их время М. 1992

  15. Федоров В.А. М.М.Сперанский и А.А.Аракчеев М.1997

  16. Цымбаев Н.И. Славянофильство – М. 1986

  17. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты - М. 1991

Литература для учащихся:



    1. Данилов А.А Косулина Л.Г. «История России 19 век» М.Просвещение 2001\

    2. Зырянов П.Н. История России М. 1998

    3. ИСТОРИЯ России в лицах: V-XXвв. М. 1997

    4. Российские самодержцы (1801-1917) М.1991

    5. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты - М. 1991

    6. Очерки русской культуры XIX в.: Общественно-культурная среда – М.1998

Интернет-ресурсы:



  1. http:// militeria.lib.ru - Военная литература (это уникальное собрание текстов, имеющих отношение к войнам и военной истории России и мира)

  2. http:// www.1812panorama.ru – Бородинская битва

  3. http:// his.1september.ru – регулярная публикации приложения к газете «1 сентября» «История»

  4. http:// som.fio.ru – сетевое объединение методистов (СОМ) – в помощь учителю, сайт представляет широкую возможность для профессионального общения педагогов.

  5. http://www.museum.ru/1812/index.html

– интернет – проект «1812» содержит более 3 тыс. файлов о войне 1812г.

  1. http:// decemb.hobby.ru - Музей декабристов – это тематический сайт, посвященный всему, что связано с движением декабристов

  2. http:// grandwar.kulichiki.net – Дедовские войны ( сайт на котором имеются материалы о Кавказской, Крымской, Русско-турецкой 1877-1878гг.войнах, приведены библиография, карты, тексты военных песен)



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная